?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

4 июня
Большой зал филармонии
Фестиваль "Музыкальная коллекция"

Фестивальная программа филармонического оркестра, подготовленная главным дирижером, вызвала большой интерес публики. С одной стороны, яркие и пользующиеся народной любовью имена композиторов: Чайковский, Рахманинов, Дворжак. С другой стороны, увертюра Чайковского "Ромео и Джульетта", открывавшая концерт, была единственным широко известным музыкальным текстом. Далее шли три народные песни, переложенные Рахманиновым для хора и оркестра, и 9 симфония Дворжака ("Из Нового света"), исполняющиеся не часто.
Идея концерта значительна: связь русской классики с музыкой славянских композиторов XIX столетия - важный исторический предмет, напоминающий нам о том, какое значение имела русская культура чуть более века назад в сознании пробуждающейся славянской Восточной Европы. Особенно важный в наши дни, когда разговоры о патриотизме часто заходят куда-то не туда. В таком, культурном патриотизме не вижу ничего одиозного. Например, слушая однажды в Венском Музикферайн программу произведений Яна Сибелиуса, я заметил, что в концепции концерта прослеживается очевидный акцент на венскую школу и венские влияния в творчестве великого финского композитора (особенно если почитать по-венски обстоятельную программку). И подумал о том, что у нас ничего подобного не делают - а ведь Сибелиус связан с русской музыкой не менее, чем с австрийской. Не говоря уж о том, что до 1918 года Сибелиус был подданным Российской империи и Петербург посещал (пусть и не так обстоятельно, как Вену). Концерт Темирканова в какой-то мере можно расценить как выделение русской традиции в творчестве Дворжака, хотя великий чех в названии концерта вежливо поставлен на первое место.
Чайковский прозвучал не идеально. Во-первых, оркестр показался еще не разогретым, во-вторых, я люблю несколько иное акцентирование в увертюре "Ромео и Джульетта". Однако профессионализм и поэтичность медленных лирических частей не вызывают сомнений. Затем большой сводный хор (состоявший из Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга, и хора студентов Петербургской консерватории) исполнил очень интересное произведение Рахманинова - Три русские песни для хора и оркестра, в котором хор, по сути, заменяет солиста. Произведение это создано в 1926 году. Т.е. в самом начале эмиграции, когда русская народная песня, с одной стороны, стала в Европе важным культурным брендом, с другой - подчеркивала самобытность русского музыкального искусства (только что была основана Русская консерватория в Париже, отдельная от Парижской) и, наконец, помогала выживать тысячам эмигрантов. Три разных по настроению и тематике песни, исполненные хором под оркестр, перестают быть личным переживанием (несмотря на громко звучащее "я" певца и действующего лица) и обретают грандиозность излияний общенародной души. Этот трагизм, заложенный в музыкальном подтексте, был замечательно передан на концерте.
Не претендую на то, что понял идею концерта верно - поскольку исполненная во втором отделении самая известная симфония Дворжака (девятая) вдохновлена путешествием в Америку. Впрочем, общепринято лишь то, что в симфонии широко использована народная музыка. А вот богемская или негритянский спиричуэл - в этом комментаторы основательно расходятся. Можно, наверное, уловить и русскую традицию в этой симфонии, и конкретно Чайковского. Как бы там ни было с влияниями, Дворжака Темирканов исполнил блестяще. Первая часть (Adagio) прошла мощно и энергично, напомнив о музыке "Ромео и Джульетты". Вторая медленная песенная часть (Largo) заворожила. В третьей части стало ясно, что дирижер доволен своим оркестром: под танцевальные мотивы Темирканов произвел несколько балетных движений кистью - давно ставших фирменным стилем дирижера. Финальная часть (Allego con fuoco) соединила части мира воедино (в ней повторяются мелодии из трех первых частей) и поставила такую точку, после которой возможна только овация без каких бы то ни было бисов.

Recent Posts from This Journal

  • То, что проходит мимо

    12 октября Toneelgroep Amsterdam на сцене театра Балтийский дом Фестиваль Балтийский дом Хорошо известный нам нидерландский театр и его…

  • Национальный балет Канады. Анонс

    Перед тем, как рассказать о последнем и самом выдающемся событии фестиваля «Балтийский дом», хочу еще раз анонсировать центральное событие фестиваля…

  • Гоголевский сумасшедший в Балтийском доме

    9 октября ОКТ/Городской театр Вильнюса на сцене театра Балтийский дом Фестиваль Балтийский дом Оскарасу Коршуновасу хорошо удаются в его вильнюсском…

  • Мой внук Вениамин

    3 октября На сцене театра «Балтийский дом» Пьеса Людмилы Улицкой — бенефисный спектакль Лии Ахеджаковой. Ностальгия по середине восьмидесятых…

  • Цинк (Zn)

    5 октября Государственный молодежный театр Литвы совместно с театром «Мено Фортас» (Вильнюс) на сцене театра Балтийский дом Фестиваль Балтийский…

  • Операнищих

    2 октября Московский театр сатиры на сцене Театра Балтийский дом Открытие фестиваля "Балтийский дом" Спектакль Андрея Прикотенко иллюстрирует все…

Profile

evg_ponomarev
evg_ponomarev

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow