evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Премьера "Пахиты" в Мариинском театре

6 апреля (третий спектакль; премьера - 30 марта)
Фестиваль балета "Мариинский"

Знаменитая "Пахита" Мариуса Петипа, о которой так много говорили балетоманы, наконец-то украшает афишу Мариинки. Собственно, и дирекция театра неоднократно заводила разговор о постановке легендарного балета. Для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, Алексей Ратманский должен был восстановить "Пахиту" (по хранящимся в США записям мариинского спектакля 1900-х годов) в Баварской опере. Ответ Чемберлену напрашивался сам собой. Правда, ходят слухи, что первоначально планировали перенос мюнхенской версии в Петербург. Но вышла задержка с бумагами, и Юрий Смекалов получил картбланш. Как бы то ни было, в Мариинском теперь есть своя "Пахита" - с восстановленным при помощи Юрия Бурлаки гран-па и двумя большими актами Юрия Смекалова.

Хореография Смекалова очень скучна. Пожалуй, нигде это так не заметно, как в двух актах большого балета - после которых третьим идет хореография Петипа. Вагановская академия научила Юрия Смекалова танцевать, но совершенно не научила думать танцевальными движениями. Зачем артисты поднимают руки и зачем совершают прыжки, этому хореографу невдомек. Его единственный ответ - чтобы было. Чем дальше, тем больше мы видим не классический танец, а имитацию классического танца. Движения не просто пусты, они формальны и так однообразны, что даже вариация лошади в цыганской сцене (старый цирковой номер с двумя людьми, накрытыми лошадиным костюмом) - столь же однообразная, как и все остальное, но совершенно на другой манер: тут имитируется не Петипа, а Юрий Никулин - воспринимается, как струя воздуха и отдохновение от псевдоклассики. О решении пантомимных сцен много сказано критиками, так что промолчу. И об отдельных легендарных номерах балета Петипа, непоправимо испорченных. Танец с плащами отдан мужчинам (у Петипа его танцевали женщины-травести; в версии Ратманского этот момент сохранен, но Смекалову он не нужен). Скучнейшее па-де-труа второго действия, если и восстановлено Бурлакой, то совершенно в стиле Смекалова. Я никогда не поверю, что Петипа был столь лаконичен и прямолинеен. Поначалу кажется, что Мариинский театр ступил на путь Михайловского, упрощая Петипа до банальностей и приспособляя классический танец к возможностям труппы. Но с каждой новой картиной имитационная пустота разрастается, пожирая гениальные находки Петипа и последователей: первый акт высасывает соки из "Дон Кихота", па-де-труа съедает с костьми овечку из "Щелкунчика", а тюремные сцены (самые скучные из всего балета) переваривают "Эсмеральду".

Два часа мучений, как ад и чистилище, приводят к подлинной хореографии. Переставленное Бурлакой гран па (значительно усложненное, по сравнению с бытовавшей в театре версией) качеством и грандиозностью напоминает его же "Оживленный сад" из "Корсара" в Большом театре. Пять сложных вариаций, предваряющих танец главных героев, большая работа кордебалета, большой детский танец - все это позволяет ощутить тот восторг, который когда-то вызывал петербургский императорский балет.

Вероятно, третий спектакль премьеры был не самым эффектным в плане подбора танцовщиков. Анастасия Колегова (Пахита), заменившая планировавшуюся Оксану Скорик, делала то, что умеет. Ксандер Париш (Андрес) обладает нужной позой благородного дона и широким шагом. На этом его достоинства заканчиваются. Очень выделялась Екатерина Чебыкина (Кристина, подруга Пахиты) -
у нее длинные изысканно-испанские руки в первом акте и приличная вариация в гран па. Еще понравилась Мария Ильюшкина в первой вариации гран па. Кордебалет в этот вечер был интереснее солистов и отработал замечательно. Хорошо поработали хореографы и режиссеры и с воспитанниками Вагановки. Обычно дети сбивают линии и мешают ряды, но здесь танцевали почти идеально.

Не знаю, честно говоря, какова будет судьба этого балета. Не исключаю, что первые два акта зал обречен оставаться полупустым. А может, и нет - большинство заплативших за билет зрителей вполне удовлетворятся имитацией. Сам я, наверное, схожу еще раз на балет целиком - посмотреть на Викторию Терешкину. Вдруг чем-то поразит.
Tags: Колегова, Мариинский театр, Юрий Смекалов, мариинка, премьера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments