evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Балетная критика в "Коммерсанте": Мариинский в Москве, текущие дела Большого


Сразу скажу, что - в целом - критику в "Коммерсанте" уважаю. Особенно музыкальную. Как правило, критика там по существу и непредзятая.
Однако от прочтения последних балетных разборов остался неприятный осадок.

Целиком и полностью согласен, что балет Мариинского театра в последнее десятилетие деградирует. Наверное, именно это и продемонстрировали гастроли Мариинского балета в Москве - см. отклик Татьяны Кузнецовой (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1334254&NodesID=8).
Ульяна Лопаткина после травмы - это совсем не та гениальная Лопаткина, которую мы видели в 1990-е годы. Ирония судьбы состоит в том, что, когда она была действительно лучшей балериной России, ее мало кто смотрел, кроме балетоманов. А когда на нее пало, наконец, высочайшее внимание и пришла бурная любовь зала, в 2000-е годы, показать ту "кантиленность ног" она уже не смогла ни разу. Да, руки остались, но балет - это не только руки. К сожалению, в последние годы проблемы с ногами, по-видимому, прогрессируют. В середине 1990-х я ходил на каждый лопаткинский спектакль. Теперь не хожу вовсе. Очень трудно смотреть, как она борется с тем, что танцевать не может.
Премьеров в театре просто нет с ухода Фаруха Рузиматова (причем и Рузиматов, на мой взгляд, сильно перетанцевал свое время). На Сарафанова смотреть можно, но он часто вульгарен. А по технике и темпераменту - совсем не молодой Фарух. Об остальных просто не говорю. Так что сегодняшнему московскому зрителю (с живой труппой, имеющей как минимум трех супербалерин и нескольких молодых премьеров) солисты Мариинского театра естественно кажутся провинциальными.
Однако, если сегодня балетная труппа Большого на голову выше Мариинской, стоило бы вспомнить, что в 1990-е годы было наоборот. Сегодня ты, а завтра я. И эти же спектакли ("В ночи" и "Тема с вариациями"; "Шотландская симфония" практически не шла) в 1990-е смотрелись совершенно иначе: живо, бодро, весело. Вольно же свысока судить о спектакле десяти-пятнадцатилетней давности! Татьяну Терехову г. Кузнецова вспомнила, а молодых Лопаткину и Вишневу, а Захарову, когда она была солисткой Мариинки? Или г. Кузнецова увидела Лопаткину только тогда, когда ее объявили "божественной"?
По этой причине странно выглядит утверждение, что "20 лет усердных штудий творчества Баланчина ни на йоту не приблизили мариинскую труппу к постижению творческого метода американского хореографа". Слава богу, видели мы, как те же балеты танцует New York City Ballet. В Мариинском в 1990-е годы балеты Баланчина обрели ту самую "кантиленность", которой у них никогда не было в Нью-Йорке. Можно говорить, что это не аутентично, но это было красиво, интересно, ново. А судить о замке по развалинам, конечно, можно. Но вряд ли представишь себе изначальный декор.  

Юлия Яковлева бойко, резко, метафорично пишет о Константине Сергееве - к столетию (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1328018&ThemesID=123). С ней очень во многом можно согласиться, если бы не соседняя статья - бурная радость Эдуарда Дорожкина в связи с эпохальным фактом: Григорович возвращается в Большой театр (Приложение к газете "Коммерсантъ" № 37 (4337) от 04.03.2010). С Сергеевым все понимаю. Не понимаю, как москвичи не видят, что Григорович - тот же Сергеев, лишь помоложе и с лоском шестидесятничества. Да, мне скажут, за спиной Григоровича много талантливых постановок. А я скажу, что Сергеев танцевал много лучше Григоровича. Ну и что? А в остальном: тот же имперский балет, те же безвкусные порой переделки, тот же диктат мэтра. Все, что было у него в шестидесятые, он быстро растерял, стал повторяться и выходить в тираж. Никак не могу понять, почему даже плохой Григорович нравится дельным московским балетоманам больше, чем хороший Форсайт или Ноймаер. Москвичи любят писать о питерском снобизме и музейности, так в Питере давно отдали предпочтение Ноймаеру и Форсайту. А из Григоровича оставили в музее "Легенду о любви", заслуженно.

И совсем уж непонятна реакция Татьяны Кузнецовой на "Конька Горбунка" Алексея Ратманского. Можно предъявлять претензии к исполнителям - это, в последнее время, всегда можно. Но яркость хореографии говорит сама за себя. Кузнецова как будто впервые увидела, что Ратманский - гениальный стилизатор. Все его балеты - огромный балетный цитатник, "Горбунок" не исключение. В том числе и все балеты, идущие в Большом. Но стилизация эта тонка, остроумна, и - в лучшем понимании постомодернизма - из суммы отдельных цитатных черточек создается нечто единое и новое. Провисает только начало второго акта с огромными вариациями Царь-девицы, хореография дышит пустотой. Все остальное, вкусно, цельно, едино. Вот в этом единстве Кузнецова и отказывает питерскому "Коньку". Такое ощущение, что не прощает московский критик Ратманскому того, что последний перед отъездом балет поставлен хореографом в Петербурге. Кузнецова и Яковлева едины в одном: они не щадят шпилек по адресу сносбистского и "гипсового" петербургского балета. Похоже, комплекс провинциальности еще не совсем исчез из московского сознания. Вот в имперском Петербурге, который критики "Коммерсанта" (во многом справедливо) упрекают в провинциальности, поступают проще. Вообще не замечают ничего вне Мариинской сцены. Слыхали, что есть в Москве балерины и танцовщики. Так то наши Захарова и Меркурьев. Тоже комплекс, но более взрослый.
Tags: Вишнева, Григорович, Дорожкин, Захарова, Кузнецова, Лопаткина, Мариинский, Меркурьев, Ратманский, Сарафанов, Сергеев, Яковлева, вишнева, лопаткина, мариинка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Отелло" Оскараса Коршуноваса

    18 октября Городской театр Вильнюса на сцене театра «Балтийский дом» Фестиваль «Балтийский дом» Большой зал, в котором заполнена только треть…

  • Мария Ильюшкина ищет своего лебедя

    «Лебединое озеро» 16 октября Новая сцена Мариинского театра Очередное «Лебединое озеро» Марии Ильюшкиной демонстрирует положительную…

  • Концерт Джойс ДиДонато

    15 октября Большой зал филармонии Еще накануне концерта три четверти зала не были проданы. В день концерта из продажи исчезли первые…