evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Национальный оркестр США в Петербургской филармонии

31 марта

Фестиваль Мстислава Ростроповича привез один из грандиозных московских концертов в Петербург. И это символично. Национальный оркестр США не выступал в Петербургской филармонии с 1990 года - когда руководил им сам Мстислав Ростропович, триумфально возвращавшийся в Россию из эмиграции. Тогда билеты начинали стрелять на Невском, а филармонический зал был набит так, что даже на хорах слушатели стояли за креслами в три-четыре ряда. Двадцать семь лет спустя смертоубийства на входе в здание не было, но аншлаг был настоящий, включая давку на главной лестнице, включая многих стоящих в партере и на хорах, включая элитную публику, даже не попытавшуюся захлопать между частями произведений (это теперь в России лакмусовая бумажка культурности зала).

В начале программы была исполнена симфоническая поэма современного американского композитора Тобиаса Пикера (Tobias Picker) "Старые и затерянные реки" - произведение весьма традиционное, напоминающее о символистской музыке (типа поэмы Сибелиуса "Финляндия"), близкое ей тематически (первозданная природа и американские пионеры, величественное течение рек и пр.) и позволяющее оркестру показать свой класс: медленное развертывание темы, постепенное повышение и понижение громкости, сведенность звука. Оркестр из Вашингтона почти так же хорош, как и 27 лет назад. Затем - в память о Мстиславе Леопольдовиче - прозвучал виолончельный концерт Эдуарда Элгара в исполнении Алисы Вайлерштайн. Талантливая молодая виолончелистка звучит очень вкусно и умно, грамотно расставляет акценты и хорошо понимает исполняемую музыку. Конечно, это не зрелый Ростропович, которого многим из нас еще довелось слушать, местами - особенно во время быстрых темпов - она теряет наполненность звука мыслью и теряется на фоне мощного оркестрового звучания. Но у нее все впереди, это придет, потому что музыку она чувствует изнутри. Оркестр под управлением Кристофа Эшенбаха заслуживает особой похвалы: казалось, это он ведет солистку и сообщает ей энергию. Немецкий стиль дирижирования - философско-содержательный, осмысленно-тематический - особенно хорош в отношении музыки Элгара, соединяющей неоромантику с культурой символизма. Четко вычерченные темы и мощная динамика музыкального текста по-настоящему "зацепили" слушательскую массу. Внимание на лицах говорит само за себя.

Во втором отделении оркестр исполнил 8 симфонию Дм.Шостаковича. И это тоже очень правильно с точки зрения мемориальных задач фестиваля. В середине 1990-х годов М.Л.Ростропович организовал и провел в Петербургской филармонии грандиозный фестиваль музыки Шостаковича как дань уважения своему великому учителю-музыканту. На протяжении нескольких месяцев Ростропович и его звездные коллеги-инструменталисты исполнили практически все камерные сочинения композитора, а кроме того, Мстислав Леопольдович, встав за пульт филармонического ЗКР, продирижировал всеми симфониями Шостаковича. Это событие, воспринимавшееся и тогда как нечто из ряда вон, сегодня вспоминается уже как легенда. Скажу как слушатель-очевидец: интерпретации Ростроповича были оригинальны и незабываемы. Такого Шостаковича я не слышал никогда. Исполнение 8 симфонии именно в этом зале в рамках нынешнего фестиваля навеяло воспоминания 20-летней давности.

Кристоф Эшенбах, разумеется, понимает Шостаковича иначе. Он не знал композитора и не жил в его время. Огромное симфоническое полотно Эшенбах исполнил ярко и красочно, подчеркнув нетрадиционность симфонии, ее внутреннюю глубину, соединившую разные стороны бытия. Это было умное исполнение, умелое подчеркивание контрастов, грамотная расстановка границ между стилистически различными фрагментами. Например, в третьей части, Эшенбах четко развел героическую тему и ту часть текста, где звучит почти мюзикл, напоминающий о раннем Шостаковиче. Великолепным получился финал на пиано, где тихая лаконичная тема повторяется несколько раз с варьированием интонации. Это был именно нужный темп и именно то интонационное варьирование. Повторю еще раз: Эшенбах и замечательный оркестр из Вашингтона исполнили симфонию очень хорошо, много лучше того, как обычно играют Шостаковича и у нас и на Западе. Однако исчерпывающей интерпретации этого музыкального текста у Эшенбаха, по-видимому, нет. 8 симфония длинная - и что делать с однообразными длиннотами в середине почти каждой части, которыми как бы проложены эффектные и разнообразные куски на форте, дирижер явно не знает. Ростропович же, играя в Петербурге Шостаковича, обладал удивительным пониманием этой музыки - эпохальным соединением героического и трагического, постыдного и великого, незаметного и вопиющего, что звучало совершенно иначе. В той музыке не было длиннот, в ней было все осмысленно. Не знаю, услышим ли мы когда-нибудь еще нечто подобное.

Низкий поклон фестивалю Ростроповича от Петербурга. Память великого виолончелиста и дирижера живет в этом зале на улице Росси. Прекрасно будет, если концерт в Большом зале Петербургской филармонии станет традицией фестиваля. Ростропович бы это одобрил. Для него этот зал был именно залом Шостаковича.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сказки Гофмана

    30 июля Новая сцена Мариинского театра Почему Валерий Гергиев — музыкальный руководитель постановки — отказался дирижировать первым спектаклем…

  • Гала-концерт балета: все звезды

    25 июля Мариинский театр Формально этот (и похожий, прошедший накануне — 24 июля) балетный гала был мощной демонстрацией балетных возможностей…

  • Хибла Герзмава в Мариинском театре

    22 июля Новая сцена Концерт знаменитого сопрано, звезды мировой оперы, а теперь и приглашенной солистки Мариинского театра, собрал весь…

  • Творческий вечер Кимина Кима

    18 июля Мариинский театр Фото Александра Гребенникова Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился 18 июля во всех трех зданиях…

  • Вечер Стравинского (Байка. Мавра. Поцелуй феи)

    14 июля, второй спектакль премьеры Новая сцена Мариинского театра Идея представить три небольшие вещи Игоря Стравинского за один вечер…

  • Вечер балета в честь Людмилы Ковалевой

    8 июля Мариинский театр Вечер Людмилы Ковалевой по своей программе более напоминал творческий вечер Дианы Вишневой. Оно конечно, Вишнева —…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments