evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Скрябин со световой партитурой

19 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"

На первую половину концерта я не успел, поэтому расскажу лишь о второй и самой важной части концерта 19 декабря - очередной попытке (в Петербургской филармонии едва ли не первой? - поправьте, знатоки) исполнить "Прометея" А.Н.Скрябина с учетом созданной композитором световой партитуры.

Цветомузыкальное мышление Скрябина, главного композитора русского символизма, - интереснейшее явление, о котором все много наслышаны. Собственно, сам на лекциях по символизму нередко рассказываю о принципе цветомузыки, зародившемся на рубеже 19-20 веков и связанном с идеей первобытного синкретизма, высказанной акад. А.Н.Веселовским. Аппарат Luce (световой круг), придуманный композитором в эпоху научно-технического бума, в век развития лазерных шоу-технологий кажется предельно примитивным. Нынешние аппараты могут изобразить такое, о чем Скрябин и мечтать не мог. И спроецировать это на любую поверхность, включая свод Зала дворянского собрания. Думается, новый всплеск интереса к цветомузыке Скрябина и вызван тенденцией интеллектуализировать лазерные шоу, которые в обычных уличных формах уже примелькались. Проблема всех таких ре-интерпретаций Скрябина в том, что серьезная музыкальная публика нередко воспринимает их как дополнительные трюки, не имеющие отношения к музыке. Известно, что даже первое исполнение "Поэмы огня" со световой партитурой было холодно принято слушателями. Любой современный интерпретатор "Прометея" сталкивается с тем же вызовом: с одной стороны, он вынужден осовременить световую партию; с другой - снобы обязательно назовут его простодушным популяризатором.

Большой зал перед исполнением "Прометея" представлял интересный микс: в нем присутствовали и завсегдатаи симфонических концертов, и лица, которых почти не ожидаешь встретить в филармонии. Все в ожидании и предвкушении - и все в партере, так как хоры были заняты сложнейшей аппаратурой. Непривычно потушили весь свет, оркестранты включили фонарики на пюпитрах, и в темноте зазвучала музыка.

"Прометей" Скрябина, как известно, меньше всего интерпретация древнегреческого мифа. Это поэма о мироздании и титанических силах, веющих над залом и напоминающие о сверхчеловеческих возможностях, скрытых в нас самих. Мистериальность скрябинского текста - не только грандиозность и мощь, но доступность и проникновенность. Музыка должна войти в кровь слушателей и поднять их на титанический уровень. Поэтому мало кто умеет играть симфонические поэмы Скрябина. Для меня осталось эталонным исполнение Е.Ф.Светланова: он понимал мистерию изнутри. Заслуженный коллектив под управлением Николая Алексеева сыграл Скрябина грандиозно, но не проникновенно. За это во многом отвечает рояль, и здесь нужен большой пианист, к каковым Мирослав Култышев пока не относится. Смазанные темы, какая-то суета и спешка, брошенные ноты в конце фраз заставляли морщиться. Хор, играющий весьма существенную роль в финале, так и не смог в некоторых местах перекрыть оркестр - и тут человеческое начало показало слабость. Так что в целом, когда все кончилось, осталось совершенно неопределенное ощущение: как будто Большой адронный коллайдер запустили, а он пофырчал, как старый автомобиль, и выключился. Эффекта присутствия при акте мироздания я лично не ощутил.

Световой рисунок оказался таким же неопределенным. Хорошо, что интерпретатор партии света отказался от узнаваемых визуальных образов и не стал, например, там, где в партитуре указан красный, проецировать какие-нибудь извержения вулканов, а ограничился чем-то похожим на лаву. А тем более не стал использовать картины великих мастеров с изображением Прометея и других античных героев. Но те расплывчатые пятна, которые появлялись на потолке и в некоторых случаях напоминали большие протечки, тоже не создавали мистериальности. Мне кажется, вышло бы удачнее, если бы свет шел за оригинальной идеей Скрябина - и на белый зал проецировались сильные лучи определенного цветового тона.

Одним словом, хороша идея. А вот исполнение подкачало. Но, как знать, может быть, идея Скрябина вообще невыполнима. Не упомню ни одной удачной реализации. Музыка грандиознее света и любых визуальных эффектов.
Tags: Площадь искусств, Прометей, филармония
Subscribe

  • Рудольф Бухбиндер играет Моцарта

    25 июня Концертный зал Мариинского театра Одним из главных событий филармонической программы "Белых ночей" стал цикл выступлений Рудольфа Бухбиндера…

  • Оркестр Академии Санта-Чечилия

    19 июля Альберт-холл Пром 10 Если Бамбергский оркестр - это очень хороший оркестр, то Оркестр Академии Санта-Чечилия - это само совершенство. На…

  • Лоренц Настурица-Гершовичи и Вилфред Штреле

    9 июля Концертный зал Мариинского театра Первая скрипка Октета Берлинской филармонии (Настурица-Гершовичи) и знаменитый первый альт чуть не всех…

  • Берлинский филармонический (№40/2013)

    17 января Большой зал Берлинской филармонии Оркестр Берлинской филармонии Дирижер и солист Мюррей Перайя (Murray Perahia) Концерт, завершающий мою…

  • Scharoun Ensemble

    3 ноября Большой зал филармонии Третий международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» Коллективы, имеющие отношение к…

  • Кристиан Захариас и "Виртуозы Москвы"

    11 апреля Концертный зал Мариинского театра Большой музыкант Кристиан Захариас, умный, тонкий, харизматический - несмотря на скромность и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments