evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Categories:

Шерлок Холмс в Балтийском доме

20 мая
Премьера

Балтийский дом умеет создавать атмосферу. Яркое украшение фойе на темы произведений о Холмсе (плакаты и декорации на лестнице и перед залом, специальные ширмы для фотографирования, портреты игравших Холмса артистов и пр.), создающее соответствующую атмосферу представление перед спектаклем, английский чай "Гринфилд" с пирожными для всех желающих.
Мюзикл о Холмсе тоже прежде всего "атмосферный". С поднятия занавеса спектакль по-настоящему поражает - мощной и технически-сложной декорацией, роскошными и стильными костюмами, изысканной стилизацией викторианской эпохи. Постановку Игоря Коняева отличает не только роскошь стилизаций, но и многоплановость рефлексии по отношению ко всей громадной холмсиане. Во-первых, знаменитая дедукция Холмса решена, скорее, в плане народной анекдотической традиции (вплоть до фразы "Элементарно, Ватсон", которую произносит Холмс с рефлектирующей улыбкой), чем в пафосно-драматической стилистике Конан-Дойла. Во-вторых, сюжет с компрометирующими письмами, хорошо известный всем советским зрителям по одному из фильмов Игоря Масленникова, переложен нетрадиционным образом: Ирен Адлер, потенциальная возлюбленная Холмса, передана некоему Джеймсу Ларраби и превращена в пошленькую авантюристку-неудачницу; профессор Мориарти из страшного короля преступного мира переведен на уровень капризного бармалея; решение Холмсом сложной задачи подано в духе Штирлица - он всегда выкрутится и всегда все знает наперед. И самое главное: сюжет о Шерлоке Холмсе лишен традиционных черт детектива; перед нами Шерлок Холмс - супер стар. Суть спектакля не в распутывании детективной интриги, а в новой презентации старых героев, с музыкой и песнями - даже Холмс поет. С этой точки зрения и любовный хэппи-энд (для которого специально написан финальный музыкальный номер) смотрится совершенно логично.
Общая задача спектакля вызывает и нетрадиционные решения главных ролей: Шерлок Холмс в исполнении Владаса Багдонаса - это добрый старый дедушка, не стареющий душой и с молодых лет приколист. Роль доктора Ватсона (Константин Анисимов) несколько затерта Холмсом - по-видимому, такова режиссерская задумка: довести до логического конца изначально фоновый персонаж. Профессор Мориарти (Леонид Алимов) - традиционный гангстер современного кино: очень амбициозен, но ничего не умеет; целиком зависит от технических изобретений, которыми напичкана его жизнь и голова в неснимаемом шлеме. И только миссис Хадсон (Татьяна Пилецкая) играет вполне традиционно, но и она, в отличие от Рины Зеленой, полна жизнерадостности и иронии. Даже лакеям, оказывающимся помощниками Холмса, режиссер придумал яркие танцевально-гимнастические па и по несколько смешных запоминающихся реплик.
Перед нами карнавальный спектакль - где все то и не то, полный смешных шуток над традиционным восприятием традиционного сюжета, лучащийся иронией и хорошим настроением. Хорошая музыка в узнаваемом стиле Раймонда Паулса добавляет карнавальных ощущений. А игра Багдонаса делает Холмса столь многоплановым, что до конца не ясно, к чему это все приведет. Одним словом, смотрите нового Холмса - совершенно не похожего ни на Василия Ливанова, ни на Бенедикта Камбербэтча.
Tags: Багдонас, балтийский дом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments