evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Дневник авантюриста

11 мая
Театр Буфф

Театр Буфф - театр, вынесенный за пределы исторического центра Петербурга. Идея строить новые театры и филиалы старых, знаменитых театров в спальных районах города, а также в районах, отделенных от центра дальностью или постоянными пробками, обсуждается в городе давно. Помнится, в свое время и Гергиеву предлагали построить новую сцену Мариинки где-нибудь на правом берегу. Но по разного рода причинам - никто не хочет. Насколько я понимаю, только Театр-буфф - театр общегородского уровня и при этом театр Правого берега. Доехать из центра в рабочий день, честно говоря, не так-то просто. Зато жителям Правого берега очень близко, зал в рабочий день заполнен процентов на 90. Новое здание театра с большим и удобным залом (хорошо видно отовсюду), вполне сопоставимо с новыми театральными зданиями Москвы.

"Дневник авантюриста", главная премьера этого сезона, - мюзикл Максима Дунаевского, написанный по пьесе А.Н.Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Островский остался самим собой, суть происходящего и время действия не изменились, но к сильно сокращенному, разумеется, тексту великого драматурга добавлены разного рода вокальные номера - сольные и дуэты. Лет десять назад довелось мне посмотреть "Мудреца" в Театре Ленсовета: с точки зрения аутентичной драматической игры отдаю предпочтение буффовскому. В театре Ленсовета Клеопатра Львовна Мамаева ходила в коже и с хлыстом, а Городулин изображал слащавого гомосексуалиста. При этом психологические тонкости Островского совершенно стерлись за режиссерскими глупостями. Спектакль Исаака Штокбанта точно следует за Островским, музыка и пение удачно дополняют действие, психология героев такова, какой ей и следует быть. Элементы буффонады, которые проскальзывают в игре практически всех актеров, не мешают и не закрывают Островского. Особенно забавны реплики старого генерала Крутицкого в исполнении Мурада Султаниязова. За счет этой буффонады проблематика Островского местами кажется современной (местами - потому что еще года три назад это было бы так. Но сегодня мы, похоже, уже стремительно пролетели пореформенного Островского и оказались в эпохе позднего Щедрина). Очень славно пересажен на велосипед Городулин (Евгений Александров): пародия на завзятого либерала, созданная в XIX веке, заиграла новыми красками. Среди идей Крутицкого выделена та, которая предполагает, что повышать содержание нужно только высшим чинам, а низшим, напротив, можно и сокращать. Однако сама по себе роль Глумова (Андрей Подберезский) как-то потерялась - то ли потому, что сегодня Глумовых долго искать не надо, ими и без того заполнены все близкие к власти места (когда в финале Глумов утверждает: я всем вам нужен, вы сами ко мне все скоро прибежите - хочется умилиться наивности карьериста из 19 века: сегодня на место Глумова тут же прибежит с десяток не менее ярких молодых людей), то ли потому, что чем дальше, тем больше Подберезский играет по трафарету, нивелируя один из самых ярких образов Островского, перешедших впоследствии к Щедрину. Среди остальных ролей выделяется мать Глумова (Наталья Бобровничая) и Клеопатра Львовна (Ника Козоровицкая), убедительно превращающаяся из светской львицы в ревнивую, но не злую женщину и обратно.
Сценическое движение местами вызывает вопросы: артисты нередко стоят, прикованные к определенному углу сцены, или совершают бессмысленные шажки туда-сюда. Особенно это заметно в сцене Глумова и журналиста Голутвина. Таким же школьным утренником отдает однотипный дым во время практически всех вокальных номеров и при появлении персонажей. Но на общее впечатление это не сильно влияет. Музыка Дунаевского не так ярка, как в "Д'Артаньяне" или "Мэри Поппинс", но получился, как всегда у этого композитора, вполне добротный российский мюзикл. Текст, положенный на музыку, хорош в большинстве случаев - когда использован оригинальный текст Островского. Но иногда проступает откровенная поэтическая халтура - строчки "Он Егор и я тоже Егор" или "Когда мы с вами играли в воланы, соперник строил коварные планы" можно демонстрировать на занятиях по стилистике в качестве антиобразцов. Но это частности, не влияющие на общий уровень спектакля, актуализирующего в сознании широкого зрителя классику отечественной драматургии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments