evg_ponomarev (evg_ponomarev) wrote,
evg_ponomarev
evg_ponomarev

Category:

Концерт Ольги Перетятько

21 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"

В прошлом году Ольга Перетятько исполнила под оркестр Бриттена, сильно заинтересовав петербургских меломанов. Теперь она выступила с сольным концертом, благодаря которому мы смогли намного лучше разобраться в гранях ее таланта.

Начнем с того, что этот концерт не был привычным филармоническим сольником (нет в русском языке слова recital, а оно здесь очень нужно). Во-первых, солистка после первого же номера взяла в руки микрофон и стала разговаривать с залом, рассказывая и о себе, и о музыке, которую поет. Эта то ли провинциальная, то ли эстрадная манера окончательно не понравилась публике ближе к концу второго отделения, когда концерт плавно перетек в пресс-конференцию с участием зала. Причем пресс-конференцию плохо подготовленную, потому что заданные из зала вопросы слышали только соседи вопрошающих, а солистка вопросы в микрофон не повторяла - и часто было совсем не понять, о чем именно она говорит. В первом же отделении сказать Ольге, по большому счету, было нечего: трюк с микрофоном был нужен лишь для того, чтобы представить публике пианиста. Само по себе разрушение традиционных классических форм - в данном случае формы сольного концерта - приветствовать трудно. Тем более, совершенно не ясно, для чего это нужно. Для рекламы Ольги Перетятько?
Теперь о пианисте, которому солистка расточала неумеренные похвалы, из которых слово "гениальный" было самым нейтральным. Наверное, 4 премия конкурса Чайковского чего-то стоит (вот Люка Дебарг в этом году тоже получил четвертую премию - но это совершенно другой случай). Звание "заслуженный артист" точно не стоит ничего. Дело не в побрякушках, которые можно привесить к фамилии пианиста, дело в исполнении. Уже в мощном финальном завершении романса "День ли царит" Александр Гиндин смешал ноты так, что узнавать Чайковского стало трудно. Когда же он заиграл элегию Рахманинова, стало окончательно ясно, что относиться к его искусству всерьез довольно сложно. Игра мимо нот; пафосно, но пусто. По сравнению с Мзией Бахтуридзе, накануне очень профессионально аккомпанировавшей Абдразакову, просто день и ночь. Неудача всего первого отделения в том, что именно Гиндин (так сказала нам Перетятько в микрофон) делал с ней программу из романсов Чайковского и Рахманинова. Вокальный педагог из него не вышел, как и аккомпаниатор. Солистка пела хорошо знакомые романсы непривычно медленно (это, полагаю, для того, чтобы Гиндин хоть в какие-то ноты попадал), интонируя слишком по-школьному и не всегда удачно. Подкупала она тем, как широко и легко шла наверх, беря верхние ноты красиво и мощно (кроме "Весенних вод", пожалуй). При этом оказалось, что при красивом верхе и интересной середине у Перетятько практически нет низов - трудно при таких данных петь, например, рахманиновский Вокализ. Нельзя не проявить уважение к желанию русской певицы исполнять русскую музыку. Но готовить ее надо не так.
Второе отделение - если не обращать внимания на пианиста - было много удачнее. Две арии из оперы Россини "Турок в Италии" были спеты очень профессионально и ярко. Особенно удалась Перетятько импровизация Коринны из "Путешествия в Реймс", а в каватине Семирамиды певица продемонстрировала лучшие возможности своего вокала. Если бы не пресс-конференция, разделившая Коринну и Семирамиду, и нагнавший уныние фортепианный парафраз Листа на темы "Трубадура", было бы хорошо. Надо отметить, что Перетятько поет Россини очень громко - как будто под оркестр, а не под фортепиано - возможно, так она привыкла. И очень по-русски. Несколько нараспашку и густо-густо, без изысканных нюансов, которые обычно демонстрируют великие итальянки. Жаль, что сама солистка этого не чувствует. Отвечая на вопрос одной из молодых певиц, она сказала, что нет никакой разницы между русской и европейской школой пения. Мы полагаем иначе. Тем более, что и единой европейской школы пения не существует.
На бис прозвучали два номера: романс Римского-Корсакова "Пленившись розой, соловей..." в продолжение русской программы - и ария Розины из "Севильского цирюльника". Надо ли говорить, что Розина была намного лучше? Одним словом, Ольгу Перетятько лучше слушать под оркестр с хорошим дирижером.
Tags: Перетятько, Площадь искусств, фестиваль, филармония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments